|
При строительстве центра Санкт-Петербурга в качестве облицовочного
камня использованы граниты, диабазы, габбро, гнейсы, сланцы, кварциты, песчаники,
мраморы, известняки, травертины.
Обычный камень в городской скульптуре — это известняк, мрамор и гранит.
Первым и главным строительным и облицовочным природным камнем в Санкт-Петербурге
оказался плитчатый известняк из карьеров Путиловской горы и из каменоломен на
реках Тосне, Ижоре и Волхове.
Он издавна использовался при сооружении древних крепостей и церквей,
а потому его месторождения были освоены в первые же годы возведения города.
Мраморы Карелии также издревле были известны карелам и новгородцам,
которые получали из них известь для местных нужд. Но уже в 1704—1725 годах до
480 тонн этого известнякового камня из разных месторождений Прионежья и Приладожья
доставлялось на Олонецкие чугунолитейные заводы.
Таким образом, карельские мраморы были хорошо известны к началу строительства
Санкт-Петербурга. Это же можно сказать и о карельских гранитах: ледниковые гранитные
валуны и глыбы использованы при возведении Соловецкого монастыря.
Несомненно, что к XVIII веку местные жители были знакомы и с коренными
выходами гранитов в береговых скалах озер и рек Карелии.
Только хорошей известностью каменных богатств Карелии и удобством
здешних водных транспортных коммуникаций можно объяснить быстрое превращение
этого края в основного поставщика строительного камня для Санкт-Петербурга.
Правда в первой трети XVIII в. карельский камень еще не употреблялся
на строительство Санкт-Петербурга, он шел на другие нужды.
Из шокшинских кварцито-песчаников делалась огнеупорная динасовая
обкладка доменных печей на заводах в Олонце и Петрозаводске, известняк из месторождений
Приладожья и Прионежья использовался как флюсовый камень в доменных печах для
выжигания извести.
К концу XVIII века известь выжигалась из мраморов северного Прионежья
на острове Большой Жилой Лижмозера, у Кяппеселыи и Пергубы на северном окончании
Онежского озера, у сел Рускеала (по-старинному Рускола) и Иоенсу в северном Приладожье.
В 1791 году добыча этого камня достигла 800 тонн.
Однако потребность в строительном камне быстро росла, и уже Петр
I предусматривал поощрения за сведения о новых находках камня. Еще важнее был
указ Анны Иоанновны о том, чтобы строительный камень, мрамор и другой, не выписывали
из европейских стран, а искали, находили и использовали свой.
Она повелела «для шлифования и полирования при Академии наук всяких
найденных в здешнем государстве ясписовых и прочих камней построить мельницу
на месте сгоревшей в Петергофе».
С иностранцем Яковом Стейном был заключен договор о «поисках, разведках
и опробовании разных камней в Российском государстве».
Первыми были освоены месторождения декоративных мраморов у сел Тивдия
и Рускеала. Нет никакого сомнения, что эти мраморы местное население знало и
использовало на строительство еще в допетровское время и в первую очередь как
известковый камень.
У села Тивдия декоративные мраморы были найдены в 1757 году, вскоре
развернулась добыча мраморов у Белой горы, Лижмозера.
В 1768 году здесь уже организованы крупные разработки камня для строящейся
столицы, а с 1809 года начал работать мраморный распиловочный завод у Белой горы.
Камень по системе малых озер и посуху доставлялся к Кондопожской губе Онежского
озера и затем на баржах в Санкт-Петербург. Позднее к Кондопожской губе камень
подвозился по небольшой железной (чугунной) дороге.
В ходе разработок здесь, у озер Сандал и Лижмо-зеро, были заложены
каменоломни и освоены месторождения Белая гора (или Тивдия), Красногорское, Миногорское,
Рабочий Наволок, Кривозерское, Вонгубское, Долгая Губа, Гажнаволокское, Дижмозерское,
Палосельгское, Кариостровское (Сандалозерское) и другие.
Карьеры тех времен сохранились до сих пор. Самый большой карьер находится
в Лижмозерском месторождении, его длина составляет , 100—200 метров при высоте
уступа 8 метров.
В XIX веке из этой группы месторождений добывался камень, использованный
для внешней облицовки Мраморного дворца, особняка княгини Юрьевской, Михайловского
(Инженерного) замка и для внутренней отделки Исаакиевского и Казанского соборов,
Мариинского дворца, Этнографического музея.
Добывались и мелко-штучный, и пильный материал, и блоки размером
до 6,4 х 1 х 1 метр для колонн Этнографического музея, и даже монолиты величиной
до 26 х 6 мнтов.
Некоторые мраморы шли на изготовление ваз, постаментов и других небольших
изделий, а также на кустарное производство мелких поделок. Однако к концу XIX
века все эти разработки были по существу оставлены.
В 1902—1095 года из них добыт камень лишь для внутренней отделки
Этнографического музея, а в советское время - плиты для облицовки станции «Бауманская»
Московского метрополитена.
Ни одно из этих месторождений по современным оценкам не входит в
базу промышленности строительных материалов.
Читать дальше >>>
Вернуться в раздел >>>
|
|