На главную

 Мосты Санкт-Петербурга.


Исторические зарисовки  

 
  График развода мостов
  Карта мостов
  Исторические зарисовки
  Полный список мостов

 
 

Гранит-рапакиви  

 
 


  Из этого гранита высечена хорошо известная всем Александровская колонна. На монолите из гранитарапакиви установлен «Медный всадник», из него сделаны колонны Исаакиевского собора, пьедесталы скульптур в саду у Адмиралтейства и подножие памятника Николаю I на Исаакиевской площади, порталы зданий Морского экипажа на реке Мойке, фигуры лежащих львов у фасада дома Лаваль на набережной Красного Флота.
  Гранитом-рапакиви облицованы цоколи зданий Адмиралтейства, Генерального штаба, Сената и Синода, первый этаж Мраморного дворца. Из его блоков собран Прачечный мост через Фонтанку и другие старинные арочные мосты.
  Очень часто он встречается в плитах тротуаров и в парапетах набережных. И наконец, необычная для нашего времени функция этого камня: из него сделаны консоли, поддерживающие балконы на некоторых старинных домах, например № 30 по Дворцовой набережной, №13 по Невскому проспекту. Можно привести еще множество других примеров использования гранита-рапакиви.
  Все граниты-рапакиви, применявшиеся в строительстве Санкт-Петербурга, добыты из громадного, так называемого Выборгского массива, занимающего в настоящее время площадь около 18 000 кв. км.
  Сейчас известны Салминский (в Приладожье) и Коростенский (на Украине) массивы, но гранит из них в прошлом не использовался. На территории Выборгского массива в старину гранит добывался вблизи финского города Фридрихсгам (Хамина) в нескольких каменоломнях. Наиболее известны Питерлакские и Гиммекюльская гранитные ломки. Питерлакские частные и казенные каменоломни были расположены по берегам залива, а одна из них представляла собой островок, целиком сложенный гранитом-рапакиви. Именно в этих знаменитых ломках был добыт камень для Александровской колонны и Исаакиевского собора.
  По местам добычи гранит-рапакиви назывался финским, выборгским, питерлакским, а по окраске и широкому использованию в строительстве — обычным розовым или красным гранитом.
  Если внимательно к нему присмотреться, то прежде всего отчетливо различается зернистость камня. Замечательна и структура гранита. Он состоит из крупных (до 5 см) округлых, так называемых овоидальных, или яйцевидных, выделений розового полевого шпата — ортоклаза, обросших белой оболочкой другого полевого шпата — олигоклаза. Эти овоиды переполняют породу и сцементированы среднезернистой массой из розовых и белых полевых шпатов, серо-черного кварца, зелено-черной слюды и роговой обманки такого же, как у слюды, цвета. Лучше всего рисунок породы виден на колоннах Исаакиевского собора и на других хорошо отполированных поверхностях.
  Хорошо вырисовывается строение гранита и в фигурах львов у дома Лаваль, но здесь явственно проступают признаки выветривания камня. Очевидно, сложные формы скульптуры способствуют его разрушению.
  Надо сказать, что свое название «рапакиви», по-фински «гнилой (или крошащийся) камень», этот гранит получил из-за быстрого выветривания. На поверхности и на глубине до 1 м и более гранит-рапакиви обычно трещиноват, частично замещен глинистыми минералами, непрочен и по-тому непригоден для строительных работ. А небольшие валуны этого гранита, лежащие на поверхности земли или в почвенном слое, легко рассыпаются на отдельные куски и зерна. Но добытый на глубине, освобожденный от наружных разрушенных масс гранит-рапакиви прочен и стоек в изделиях с простыми гладкими поверхностями.
  И все же прочность «гнилого камня» не идет ни в какое сравнение с долговечностью мелкозернистого гранита, который почти совсем не выветривается. Изготовленные из этого гранита в Фивах около 3500 лет назад сфинксы, установленные на Университетской набережной перед Академией художеств, сохранились почти идеально.
  Заканчивая общую характеристику розовых финских гранитов-рапакиви, обратим внимание интересный факт. Цоколь Генерального штаба со стороны Дворцовой площади влево от триумфальной арки облицован плитами розового рапакиви, направо от арки использованы только серые плиты того же камня, а местами, особенно в проезде под аркой, соседствуют плиты и серого, и розового цветов. Любопытно, что во всех описаниях города серый гранит-рапакиви не упоминается. И действительно, он очень редок.

Вернуться в раздел >>> 

 

 


 

   
 

 

    Вернуться на главную >>>    Почта >>>    Гостиницы Петербурга