|
В последние десятилетия XVIII веке пришел в строительство Санкт-Петербурга и другой красный гранит — рапакиви («гнилой камень»).
Он добывался за границей, в Финляндии. Наиболее известные его разработки были расположены на берегу Финского залива у города Фридрихсгам (ныне Хамииа) — это Питерлакское месторождение. Отсюда камень доставлялся по морю. Кроме того, финские разработки иного красного гранита находились у села Антреа и у озера Ковантсари, из них камень переправляли по системе реки Вуоксы и Сайменскому каналу к Финскому заливу и затем морём в Санкт-Петербург.
Поначалу красный гранит-рапакиви мало использовался в строительстве. Наиболее значительным изделием из рапакиви в то время являются прекрасные колонны внутри Казанского собора.
В 1809 году Финляндия была присоединена к России, а в 1811 она была включена в русскую таможенную систему. Товары, в том числе строительные материалы, стали ввозиться в Россию беспошлинно. Одновременно царским правительством были отменены налоги с горных разработок в Финляндии. Гранит-рапакиви с тех пор и надолго начал играть ведущую среди каменных материалов роль в строительстве Санкт-Петербурга.
Из этого гранита сделаны колонны, стилобаты, ступени Исаакиевского собора и Александровская колонна, его плитами покрыты тротуары, им облицованы набережные, он использован в постаментах большинства памятников и монументов.
С середины XIX века начинаются разработки еще одного красного гранита. Они ведутся Валаамским монастырем на острове Сюскюянсари (остров св. Германа) у северного берега Ладожского озера. Этот гранит также используется в облицовке зданий и набережных, им мостятся тротуары.
На острове Германа, кроме того, добывались крупные монолиты для памятников. Долго сохранялся здесь приготовленный монахами к отрыву от скалы уникальный блок объемом более 100 кубических метров. В 1952 году он был разделан на штучный камень по 1—0,5 куб. м и менее.
Месторождение собственно-карельского декоративного камня — малиново-красного кварцито-песчаника — известно в Прионежье с конца XVIII века. Оно расположено у села Шокша. Сам камень называется в обиходе шокшинским кварцитом, шокшинским порфиром, а в старину именовался иногда шоханом.
Это месторождение единственное, камень не встречается в крупных блоках, поэтому он особенно дорог и используется в редчайших случаях и в небольших количествах, главным образом при сооружении памятников. Из него (в сочетании с мрамором) выполнена верхняя часть пьедестала памятника Николаю I.
Таким же уникальным карельским является черный шунгитовый сланец, в старину он назывался аспидным. Его единственное разрабатывающееся месторождение расположено в северном Прионежье у Нигозера. Из этого сланца готовились плиты для подоконников, наличники, плинтусы, но применялся он редко.
Развитие железных дорог приводит к использованию в строительстве Санкт-Петербурга последних десятилетий XIX века природного камня из далеких мест разработки — ревельского мрамора, эстонского известняка, радомского (шидловецкого), бременского и вюртембергского песчаника.
Названные породы камня обладают хорошими декоративными качествами и легко обрабатываются, они стали быстро вытеснять из строительства традиционные для нашего города породы камня.
Снижение тарифов на железнодорожные перевозки усилило эту тенденцию. За короткий срок, с 1896 по 1914 годы, в городе было возведено около двухсот зданий, в отделке фасадов которых, порой на всю высоту пяти-семи этажей, использованы граниты из западной Финляндии и Швеции, польские и немецкие песчаники, мраморы и известняки из Прибалтики, а также граниты из месторождения Антреа на Карёльском перешейке.
Сохраняет свою верность нашему городу сердобольский гранит, а гранит-рацакиви в это время почти полностью вытеснен из каменных строительных материалов Санкт-Петербурга.
Вернуться в раздел >>> |
|