|
Вехой в истории отечественного градостроительства было устройство каменных мостовых в Санкт-Петербурге. Дороги мостились вдоль домов на ширину около 1,5— 1,8 метра, а средняя часть оставалась земляной, по ней двигались телеги (повозки) с грузами и экипажи.
Троицкая площадь была замощена целиком. Также полностью была вымощена Большая першпективная дорога от нынешней площади Восстания до Адмиралтейства — это был парадный въезд в город со старинного Новгородского тракта (теперешний Лиговский проспект).
Интересно свидетельство очевидца, камер-юнкера Берхгольца, который писал в 1721 году, что «въехал в длинную и широкую аллею, вымощенную камнем и по справедливости названную проспектом, потому что конца ее почти не видно.
Она проложена только за несколько лет и исключительно руками пленных шведов. Несмотря на то, что деревья, посаженные по обеим ее сторонам в три или четыре ряда, еще не велики, она необыкновенно красива по своему огромному протяжению и чистоте, в которой ее содержат (пленные шведы должны каждую субботу чистить ее), и делает чудесный вид, какого я нигде не встречал».
Обязанность сбора камней для мощения улиц была большой: каждый житель должен был доставить в город на общие нужды 100 камней. Кроме того, домовладельцы сами мостили дороги вдоль своих участков. На каждую въезжавшую в город подводу возлагался налог в 3 камня, на каждое прибывающее судно — от 10 до 30 камней.
Размах начатого при Петре I каменного градостроительства был по условиям России грандиозным. И тем не менее, несмотря на все его усилия и энергию, несмотря на стремительные темпы роста новой столицы, за исключением названных выше уникальных зданий, сыгравших исключительную роль в облике Петебурга, и некоторых других домов вельмож и знати, город в первой четверти XVIII века оставался в основном деревянным.
Строительство в камне продолжало разворачиваться после смерти Петра Великого, особенно в период царствования Елизаветы Петровны.
Вернуться в раздел >>>
|
|