На главную

 Мосты Санкт-Петербурга.


Исторические зарисовки  

 
  График развода мостов
  Карта мостов
  Исторические зарисовки
  Полный список мостов

 
 

Водная система устья Невы. Взгляд в прошлое  

 
 


  Природные условия местности, по которой широко разлились протоки Невской дельты и где велось строительство нового города, послужили весьма важным фактором, способствовавшим развитию мостостроения в Петербурге. Не менее важной в этом отношении была роль Петербурга как административного центра Русского государства и главного северного торгового порта страны, где с момента его основания были созданы условия, благоприятствовавшие этому процессу: ассигнованы крупные материальные средства, привлечены видные представители передовой художественной и технической мысли, огром¬ная армия «работных людей».
  В Западной Европе нет городов, которые прорезало бы столько рек и каналов, как в Петербурге. По обилию вод он занимает одно из первых мест в мире — они составляют десятую часть его территории. Ныне Петербург прорезают 86 рек и каналов, общая протяженность которых достигает 300 километров.
  Среди Невской дельты имеется шесть рек, ширина которых колеблется от 100 до 600 метров, местами превышая километр, при общей их длине 46,5 килотетров. Нева в пределах города протекает на протяжении 32 километров.
  Подобных рек и в таком количестве мы не встречаем даже в Венеции и Амстердаме — городах, где очень широко разветвлена сеть каналов и протоков.
  Нынешнее состояние Невской дельты — это итог двух параллельно протекавших процессов - одного, развивавшегося под воздействием естественных факторов, в основном отложения песка (бара), приносимого невскими водами, в результате чего происходило обмеление больших протоков и образование в их руслах островов, и другого — следствия деятельности строителей города, прорывавших целые системы каналов, служивших в разные периоды различным целям.
  Если первый, естественный процесс протекал очень медленно, но все же заметно, то второй, обусловленный интенсивной деятельностью градостроителей, развивался намного быстрее и весьма эффективно.
  Каналы прокладывались для многих целей: осушения заболоченных пространств, развития водного транспорта, создания вод¬ных преград, имевших оборонное значение, для противопожарных нужд и т. д. Они сооружались на протяжении всего существования города, но некоторые из них впоследствии были засыпаны.
  Происхождение Невы восходит к далекому историческому прошлому, но, по геологическим понятиям о времени, она пережи¬вает ныне лишь «детский» возраст. Ее возник¬новение геологи относят к эпохе, отдаленной от наших дней на 4000 лет. Шведское название реет Ню (Новая) * в известной мере подтверждает сравнительно недавнее ее возникновение.
  Недостаточно ясно происхождение названия реки. Оно могло произойти от древнего названия Ладожского озера — Нево-озеро («...и того озера Нево, где устье в море Варяжское») или от финского слова «нёва», означающего топь, трясину. Последнее название косвенным образом подтверждает былую ширь реки, заболоченные берега которой, сливаясь с Ладожским озером, образовали проток шириной 10—20 км, соединявший еще на памяти древнерусских летописцев Финский залив с Ладожским озером, устьем которого он некогда считался.
  В результате постепенного поднятия материка Нева вошла в современное русло, а дальнейшее обмеление послужило причиной возникновения у побережья Варяжского моря (Финского залива) ряда островов, разделивших Неву на множество рукавов, протоков и озер. Так шло формирование дельты Невы.
  Дельта Невы развивалась чрезвычайно быстро, она, образно выражаясь, «менялась на глазах»; это подтверждается приводимыми ниже данными о росте количества островов в Невской дельте. Земельный кадастр, составленный новгородцами еще в 1500 году, называет у невских берегов всего три острова: Васильев, Фомин и Сандуй; сколько их было в действительности, нам неизвестно. В середине XVIII века в дельте Невы образовалось более 30 островов. После катастрофического наводнения 1777 года количество их достигло 48, а в 1840 году их было уже около 100. Заметим, что естественному образованию островов в устье Невы, начиная с зарождения города, соответствовала, как уже отмечалось, активная деятельность градостроителей.

   По книге М. C. Бунина "МОСТЫ ЛЕНИНГРАДА"

Вернуться в раздел >>> 

 

 


 

   
 

 

    Вернуться на главную >>>    Почта >>>    Гостиницы Петербурга. гостиница парк инн прибалтийская