|
Переходя к описанию цепных мостов, сооруженных в Петербурге, нужно заметить, что висячие системы простейших их видов известны еще с древних времен (Китай, Америка), но идея создания постоянных, более совершенных висячих систем возникла в Петербурге задолго до ее претворения в Западной Европе. Именно в этом городе она родилась, здесь была научно обоснована, здесь были разработаны ее конструктивные формы и здесь она была воплощена в жизнь.
Разработка проектов цепных мостов и их осуществление принадлежали двум крупным мостостроителям того времени — П. П. Базену и Г. М. Треттеру. Первый из них построил в 1823 г. пешеходный цепной мостик через один из каналов Екатерингофского парка (ныне парк имени 30-летия ВЛКСМ). Литературные источники утверждают, что он был первым таким мостом в России и Европе. Пять висячих мостов через Фонтанку,
Мойку и Екатерининский канал (ныне канал Грибоедова) были построены по проектам и Од руководством инженеров Г. М. Треттера В А. Христиановича в 1823—1826 гг.
Если не считать созданных позднее, но неосуществленных проектов цепных мостов через Большую Неву и Большую Невку, а также пешеходных мостов через Фонтанку против Апраксина переулка и через Екатерининский (канал Глибоедова) против Никольского собора по висячей системе были построены Пантелеймоновский и Египетский мосты через Фонтанку, безымянный — через один из каналов Екатерингофского парка, Банковский и Львиный пешеходные мосты через Екатерининский канал и Почтамтский пешеходный мост через Мойку. Из этих мостов сохранились лишь три последних, вошедших в историю мостостроения Петербурга—Петрограда—Ленинграда как уникальные памятники архитектуры.
Отсутствие подробных статистических сведений о городском хозяйстве лишает возможности проследить динамику строительства мостов в зависимости от роста населения, освоения и застройки территории города. На разных этапах его развития фиксация систематических данных о мостостроении затруднялась следующими обстоятельствами:
большинство мостов были деревянными, срок службы которых исчислялся в широких пределах — от 10 до 20 лет;
многие мосты, существовавшие в первой половине XVIII в., не имели даже названий;
Состав мостов периодически обновлялся, однако этот процесс не регулировался какими-либо законами, а протекал стихийно;
известную дезорганизацию в систему
учета (если она вообще существовала) вносили наводнения, во время которых деревянные мосты через малые реки и каналы сносились или сильно повреждались.
Но все же, используя дошедшие до наших дней крупицы интересующих нас сведений, можно отметить следующее.
По данным, приводимым в литературе, к 1725 г. Петербург с населением до 40 000 жителей занимал площадь 15,34 кв. км. К тому времени было построено около 20 мостов. В 1739 г. их стало уже около 40.
Когда отмечалось пятидесятилетие существования Петербурга, население его возросло до 100 000 человек, застроенная и освоенная территория его удвоилась, достигнув 30 кв. км, а количество мостов увеличилось до 50.
В первой трети XIX в., когда в Петербурге насчитывалось 117 мостов (1834г.), территория города расширилась до 91,87 кв. км (1836г.), а население его составило 451 974 человека (1836 г.). В середине XIX в. (1863 г.) на реках и каналах было 172 моста, а население города достигло 539 122 человека (данные 1865 г.).
Перед Великой Октябрьской социалистической революцией (1916 г.) в Петрограде было 2 415 000 жителей, территория его равнялась 105 кв. км, а в 40-х годах XX в. население превысило 3015000 человек (1941 г.), территория Ленинграда составила 313 кв. км (1946 г.), при этом мостов было 387, в том числе 33 стальных, 21 железобетонный, 14 каменных, 10 чугунных, 309 деревянных.
Приведенные статистические данные характеризуют определенную зависимость между количеством мостов, населением города и застроенной площадью; они позволяют прогнозировать дальнейшее развитие мостостроения в Петербурге.
По книге М.С. Бунина, "Мосты Ленинграда"
Вернуться в раздел >>>
|
|