На главную

 Мосты Санкт-Петербурга.


Исторические зарисовки  

 
  График развода мостов
  Карта мостов
  Исторические зарисовки
  Полный список мостов

 
 

Металлические мосты

 
 


     В начале XIX в. отечественная металлургия уже могла удовлетворять не только военные нужды, но и потребности строительства. Физические качества отечественного чугуна: достаточная сопротивляемость сжимающим усилиям, способность принимать любые формы, а также низкая стоимость — обусловили широкое применение этого материала в мостостроении.
  Первый чугунный мост, построенный автором его проекта архитектором и инженером В. И. Гесте в 1806 г., представлял собой однопролетную арочную систему, собранную из чугунных полых клиньев, стянутых болта-ми между собой в двух взаимно перпендикулярных направлениях. Этот мост соединял берега Мойки по Невскому проспекту и назывался Полицейским (ныне Народный), так как поблизости находился дом петербургского генерал-полицмейстера.
  Гесте и его последователями в 1806— 1840 гг. было сооружено еще двенадцать мостов такого же типа: Первый Инженерный, Мало-Конюшенный и Театральный, Большой Конюшенный, Певческий, Красный, Синий и Поцелуев через Мойку, Демидов и Ново-Никольский мосты через Екатерининский канал (ныне канал Грибоедова), Александровский мост через Введенский канал (ныне засыпан) и Ново-Московский мост через Обводный канал; при этом следует отметить, что в конструкцию, предложенную Гесте, внес усовершенствование для уменьшения массы полых чугунных ящиков-клиньев видный инженер П. П. Базен — прямоугольные вырезы в боковых стенах и днищах.
  Завершал серию чугунных мостов Благовещенский (Николаевский) многопролетный 1\юст через Большую Неву с пролетными строениями из чугунных сквозных арочных форм. Этому весьма знаменательному событию — возведению первого постоянного металлического моста через Неву — предшествовала плодотворная творческая деятельность многих русских и иностранных мостостроителей, архитекторов, изобретателей, а также ряда патриотически настроенных лиц, имевших, однако, весьма отдаленное отношение к мостостроению. Некоторые из созданных ими проектов мостов через Неву представляли собой исключительное явление в строительной технике, поражая своей смелостью, новаторотвом, оригинальностью идей, не говоря о том, что в них были теоретически обоснованы конструкции, получившие широкое распространение в мостостроении последующих лет.
  Важное значение имел проект деревянного однопролетного арочного моста через Неву, а также проекты металлических мостов через нее, теоретическому обоснованию и конструктивной разработке которых знаменитый русский изобретатель И. П. Кулибин посвятил значительную часть своей творческой жизни.
  Отдельные материалы, отражающие творчество лиц, решавших сложную для того времени задачу постройки первого постоянного моста через широкую и многоводную быстротекущую Неву, можно рассматривать как ценное техническое наследие, откуда современные мостостроители могут черпать идеи, не потерявшие своей смелости, актуальности и оригинальности в наши дни.
  Первый постоянный чугунный мост через Неву был построен в 1842—1850 гг. известным инженером С. В. Кербедзом по его же проекту. Это был Благовещенский мост — ныне мост Лейтенанта Шмидта. Тогда он являлся самым длинным чугунным мостом в мире.
  В дальнейшем чугунные мосты через протоки Невской дельты не возводились. Однако система чугунных пролетных строений из сборных элементов, изготовляемых в заводских условиях, оказалась столь жизнеспособной, устойчивой и удобной в эксплуатации, что все построенные по данной системе мосты служили без капитальных ремонтов 100—120 лет.
  Внешний же облик чугунных мостов, их архитектура и декор были весьма совершенны. Именно поэтому «серия» таких переправ, составившая удивительный высокохудожественный ансамбль на берегах Мойки, взята под охрану государством.
  Металлические стальные мосты через малые реки и каналы Петербурга—Петрограда, начавшие строиться в первой трети XX в., возводились по двум конструктивным схемам: арочной и балочной; за относительно короткий период (1905—1914 гг.) было построено 16 таких мостов. Внешнему их облику было уделено достаточно большое внимание, благодаря чему их архитектуре следует отдать предпочтение перед аналогичными металлическими переправами через Большую Неву. В этой группе мостов отличаются высокими художественными качествами Поцелуев и Садовый через Мойку, мост имени Пестеля (б. Пантелеймоновский) через Фонтанку, Введенский (разобран) — через ныне засыпанный Введенский канал и Варшавский — через Обводный канал.
  Значительное место в истории мостостроения Петербурга занимает строительство стальных мостов через Большую Неву; это обусловливалось рядом причин, которые подробно изложены в четвертой главе. Здесь же нужно отметить, что с 1875 по 1916 г. были построены четыре многопролетных стальных моста: Литейный, Троицкий, императора Петра Великого (Большой Охтинский) и Дворцовый. Все они имели подъемные пролеты для пропуска судов; на Большом Охтинском и Дворцовом они расположены в середине реки, при этом полотна, вращаясь вокруг горизонтальных осей, раскрываются кверху; на других мостах разводные пролеты доворотные, вращающиеся вокруг вертикальных осей у левого берега.
  Мосты через Неву — сложные инженерные сооружения, каждый из них представляет огромную материальную ценность, но в архитектурно-художественном отношении не все они отличаются стилистической чистотой и не вое служат объединяющим началом прибрежных архитектурных комплексов.
  В частности, Дворцовый и Большой Охтинский, сооруженные в период быстрого развития капитализма в России, отразили черты, порожденные. создавшей их эпохой: утилитаризм, разностильность и безликость. Что касается Большого Охтинского моста, формы которого повторяют черты, характерные для железнодорожных мостов при ярко выраженной разностильности — смешении романского стиля с модерном, то он был бы более уместен вдали от населенных мест, но отнюдь не в столице России.

По книге М.С. Бунина, "Мосты Ленинграда"

Вернуться в раздел >>> 

 

 


 

   
 

 

    Вернуться на главную >>>    Почта >>>    Гостиницы Петербурга Тематические праздники: свадьба Нижний Новгород - Пилот (831)4131292.